Главная / Статьи / Небольшой ликбез для туристов и компаний: сохраним нервы, деньги и статус

Небольшой ликбез для туристов и компаний: сохраним нервы, деньги и статус

Нестабильная экономическая и политическая обстановка в мире, запрет на выезд для ряда категорий российских граждан, снижение покупательской способности, а также серия громких скандалов в российской туротрасли – все это заставляет рядовых туристов и туркомпании искать ответ на вопрос: «Останется ли туризм, как таковой в России, и будут ли наши люди ездить на отдых?» Туристы стали с  опасением относиться к покупке туров и к отдыху  в целом. Туркомпании хотят быть уверены в партнерах и надеются избежать банкротства. Кроме того всех беспокоит  еще один вопрос: «Как обезопасить себя?».

Ответ на него ищут и первые лица государства, и рядовые россияне.  Имеют свое мнение на этот счет и дальневосточные компании. Пообщавшись с представителями турбизнеса, попытались как-то систематизировать полученную информацию.  Конечно,  панацеей от всех бед в туротрасли это вряд ли назвать можно, но что-то можно взять на вооружение. Самый простой вариант – пуститься в самостоятельное путешествие, самому выкупать билеты, сращивать расписание полетов разных авиакомпаний в разных городах и странах, но при этом и самому нести ответственность, если где-то получится прокол. Ругать кроме себя будет некого.  Но не каждый готов быть таким смелым, брать на себя ответственность, особенно когда с тобой путешествуют  маленькие дети или поездка предназначена для людей почтенного возраста.

Чтобы обезопасить свой отдых при выборе туроператора (турагента): - обязательно уточнить, входит ли выбранный туроператор в и какое имеет финансовое обеспечение - является ли членом Ассоциации «Объединение туроператоров в сфере выездного туризма   - какая фирма выступает в качестве

Заглянул в реестр, нашел компанию, можешь туда идти. Нет фирмы в реестре – остановись, подумай. Ибо формировать турпродукт, продавать его и рекламировать имеет право лишь туроператор.  Реклама и продажа под силу также и агенту. Все это должно иметь место в договоре. Не стоит забывать и про «сарафанное радио» - читаем комментарии туристов в интернете, позволяющие сделать вывод о репутации компании. Но с учетом современных технологий, они могут оказаться и недостоверными – либо слишком много «халвы» для привлечения туристов, либо сплошная грязь для их отпугивания. Короче, фильтруйте. Поэтому, при выборе турфирмы лучше узнать ее длительность на рынке услуг и банковскую гарантию.

Цена для нашего брата-туриста является решающим фактором. Самый привлекательный момент, когда обещают горящие туры за 3 месяца до вылета или по цене китайских тапочек. Даже не стоит напрягать извилины – абсолютный развод. Стоит помнить, что горящие туры в туристическом мире есть, но выкидывают их на рынок за пару-тройку дней до вылета, а не за полгода, и процент скидки у компаний, которые работают прозрачно и пекутся о репутации и безопасности клиентов, ну, максимум 10%, но никак не 50. Кроме того, хорошее (отдохнуть  с комфортом мечтают все) дешевым не бывает, и сколько заплатил – на такую сумму и получил услуг.

Правильно составленный договор – залог успеха вашего путешествия. Перед тем, как отдать свои кровные турфирме, стоит вчитаться в каждый пункт. В документе обязательно должны быть прописаны статус компании (агент или оператор), все условия отдыха, в т.ч. перелет туда и обратно, звездность отеля и его расположение (обычно это отмечается в пляжных турах),  дополнительные услуги.  Что-то настораживает, нет конкретики, формулировки размыты – не соглашайтесь на такие условия.

Тем, кто уже забронировал тур у действующего туроператора, не лишним будет убедиться в том, что перелет и проживание в отеле оплачены. Можно даже самим позвонить в авиакомпанию и гостиницу. Вариант, когда приобретаешь тур с перелетом регулярным рейсом, обойдется несколько дороже, но зато гарантированность выполнения поездки - 100%. Если выбор в пользу пакетного тура, то лучше озадачиться и дополнительными страховками – от невыезда, от невыдачи визы, утери документов, утраты багажа  и т.д. Стоимость такого страхового полиса  может составить до 10% от стоимости тура.

Еще несколько советов. Некоторые компании дают цены на проживание в отелях несколько меньше, чем сами отельеры. Такой вариант вполне возможен. Главное, чтобы эта разница не была значительной. Более того, на сайтах ответственных туркомпаний всегда можно найти тех, кто является их партнером по бизнесу. Помните, что  чартерный рейс в случае банкротства туроператора почти точно не будет совершать перелет, А вот регулярные рейсы если и задерживают или переносят, то по статистике это случается гораздо реже. Во время поездки ни в коем случае не отдавайте паспорт на ресепшене отеля. Не хотят отдавать после процесса регистрации? Говорите, что собираетесь часто посещать соседние города и различные самостоятельные экскурсии, поэтому без паспорта никак. Хочется дешевле? Стоит помнить, что скупой платит дважды…

Тандем «Агент – Оператор» .  Между этими представителями турбизнеса должен быть заключен договор о сотрудничестве, в котором предусмотрено кто и чем занимается, и на каких условиях агент реализует турпродукт. В договоре также должно быть прописано, как действует агент - от своего имени, либо от имени оператора. Из этого можно будет понять, кто несет ответственность перед клиентом. Если агент действует по поручению оператора, но «от своего имени», то за ошибки оператора придется платить ему. И сначала возместив убытки и ущербы туристу, он потом будет «выколачивать» эти деньги из оператора, что не всегда реально. Служители Фемиды особо не вникают в подробности – договор заключен с агентством, ему турист отдал деньги, поэтому оно и будет крайним. Если же турист уже отдохнул (агентство купило новые билеты, перебронировало отели),  ему уже все фиолетово – кто, кому и за что должен. Никуда он ходить не будет. Если же в договоре написано, что агент действует от имени оператора, то тогда он несет ответственность только за свои действия. И в случае таких ситуаций, которые случаются последний месяц с завидным постоянством, крайним уже будет выступать оператор.

Помимо договора у агентства  должны быть платежные документы, подтверждающие оплату тура. Штампик «оплачено»  выглядит здесь несерьезно и никакой значимости и юридической силы не несет. Должны быть  достоверные бухгалтерские документы, свидетельствующие  о том, что деньги были перечислены. Причем, не за виртуального туриста, а за конкретного человека. Стоит избегать случаев, когда деньги отданы наличкой в один день, на руках бумажка со штампом «оплачено», а у оператора приход показан спустя полмесяца, да еще и после аннуляции тура. Сдали наличку оператору сегодня? Берите документ со всеми реквизитами и официальными отметками. Важную роль играет договор, который компания заключает с туристом. Если есть изменения, то все фиксируется. Причем, не на словах, а на бумаге. И под роспись обеих сторон. В противном случае «слова к делу не пришьешь», турист в преддверии приключений все забудет, а потом будет доказывать в суде, что его не предупредили о смене отеля, удорожании экскурсионной программы, отсутствии трансфера и т.д.

Рубрики: Безопасность, Советы туристам, Юридические вопросы

Читать также:

Top